Комитет по образованию администрации г. Мурманска
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ № 82
________________/Н.Г.Шишло/
«06» сентября 2010_г.
«Утверждена»
Педагогическим советом
МДОУ № 82
«06» сентября 2010_г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ
в соответствии с федеральными государственными требованиями
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада компенсирующего вида № 82
г. Мурманск
2010
^ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
о деятельности МДОУ г. Мурманска детского сада компенсирующего вида № 82, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Радищева, 76, тел. (факс):25-61-62.
Учредитель – комитет по образованию администрации г. Мурманска
Заведующая: Шишло Наталья Геннадьевна.
Лицензия № 246405 серия А. ^ Срок действия лицензии: по 13 апреля 2012 г.
Срок прохождения государственной аттестации и аккредитации: АА 010040 от 25 декабря 2001 г.
Краткое описание ДОУ: Типовое двухэтажное, отдельностоящее здание детского сада, предназначено для осуществления воспитательно-образовательного процесса. Общая полезная площадь составляет 1059,20 кв.м. Детский сад компенсирующего вида № 82 был открыт в октябре 1965 года. 08.10.1984 г. ясли - сад был перепрофилирован в специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения. Приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 299/1 от 28.1.1999г. образовательное учреждение приобрело статус муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада компенсирующего вида № 82. Площадь земельного участка составляет 3775 кв.м., ограждена металлическим забором высотой 1,5 метра. На территории ДОУ имеются хозяйственная зона, игровые площадки для прогулок детей, оборудованные современными малыми архитектурными формами. В настоящее время в МДОУ функционирует 6 групп: из них 1 группа для детей раннего возраста (с 1,5 до 3-х лет), 5 групп дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет). Для проведения специальных коррекционных занятий существуют кабинеты учителя - логопеда, педагога – психолога, учителя-дефектолога. Для медицинского обслуживания, лечебно-оздоровительной работы: медицинский кабинет, изолятор, кабинет окулиста, кабинет медсестры – ортоптистки, спортивно-музыкальный зал.
Режим работы: с 08.00 до 18.00. Дежурная группа с 07.00. до 19.00. Выходные: суббота, воскресенье, государственные праздники.
Структура и комплектование групп происходят с учётом категории детей, их возраста. Наполняемость групп – в среднем по 10 человек в группе. В группе раннего возраста – 6 малышей. В детский сад принимаются дети с нарушением зрения, имеющие остаточное зрение до 0,04; с остротой зрения от 0,05 до 0,4; с амблиопией; с косоглазием; слепые дети. Длительность пребывания для слепых и слабовидящих детей в ДОУ устанавливается до поступления в школу, для детей с косоглазием и амблиопией - от одного года и более в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и по заключению врача – окулиста. Для поступления ребенка в МДОУ необходимо направление ММПК.
^ Основное направление: Коррекция зрения и компенсация вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения.
Учебная нагрузка дошкольников распределена равномерно с учетом возраста, психологических и физических особенностей, зрительных диагнозов детей.
Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660-10), а также инструктивно-методическим письмом МинОРФ от 14.03.2000 № 65/23-16.
Коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, зрительных диагнозов и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.
Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. На занятиях наряду с наглядными и словесными методами специалисты используют полисенсорный метод, который предполагает возможность максимально использовать слух, остаточное зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка. Особое внимание педагоги уделяют изготовлению и подбору специфических наглядных пособий, отвечающим требованиям тифлопедагогики (четкость, яркость, контрастность цветовой гаммы, контурное и силуэтное изображение предметов, по возможности – объемные, с использованием натуральных материалов и фактуры). Широко используются перфокарты, позволяющие закреплять полученные знания, развивать логическое мышление, зрительное внимание, мелкую моторику рук.
Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе. Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой – ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов. Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка, осуществляется дифференцированный подход.
Коррекционные занятия, проводимые учителями-логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей-логопатов). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.
^ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Деятельность ДОУ осуществляется в соответствии с основными законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровня, локальными актами учреждения: федеральным законом РФ «Об образовании», ФЗ № 94, Уставом ДОУ, лицензией на образовательную деятельность, родительскими договорами, договором с учредителем. Нормативно-правовая документация ведется в соответствии с номенклатурными требованиями.
Устав дошкольного образовательного учреждения соответствует целям образовательного процесса, определяет уровень и направленность реализуемых образовательных программ, определён порядок организации образовательного процесса.
В соответствии с Уставом разработаны и действуют локальные акты, регулирующие: образовательный процесс: «Положение о МДОУ г. Мурманска детского сада компенсирующего вида», инструктивное методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», «Положение о Педагогическом совете», «Договор о сотрудничестве», «Договор о взаимоотношениях между ДОУ и Учредителем»; трудовые отношения - «Коллективный договор», «Правила внутреннего трудового распорядка», «Положение о премировании работников», «Положение о контрольной деятельности», «Положение об общем собрании трудового коллектива», «Положение о стимулирующих надбавках», Деятельность объединений в ДОУ – «Положение о родительском собрании», «Родительский договор», «Положение о родительском комитете».
^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель: Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
^ Задачи, способствующие выполнению цели программы:
- обеспечение охраны здоровья ребенка, как физического, так и психического;
- обеспечение возможности ребенку радостно и содержательно прожить годы дошкольного детства на основе взаимопонимания, любви и уважения к интересам и потребностям каждого воспитанника детского сада;
- формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
- приобщение ребенка к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству);
- обеспечение общеобразовательной подготовки к обучению в школе.
- создание офтальмогигиенических условий;
- организация лечебно-восстановительной работы;
- организация психолого-педагогической коррекционной работы.
^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
4. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Программа состоит из двух частей:
обязательной части;
вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ: Профиль работы детского сада компенсирующего вида – работа с детьми, имеющими нарушения зрения. Основными зрительными диагнозами наших воспитанников является косоглазие и амблиопия. Третья часть детей имеет общее недоразвитие речи разных уровней, осложненных дизартрическим компонентом. Многие дети страдают различными психическими отклонениями: задержкой развития психических процессов, двигательными расстройствами, нарушением внимания.
^ 2. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Коррекция зрения и компенсация вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения.
Вся работа с детьми в нашем специализированном детском саду строится как
целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников.
Успешному лечению зрительной патологии способствует организация лечебно-восстановительных мероприятий
в условиях специального режима в максимально благоприятной и комфортной атмосфере, способствующей положительному эмоциональному настрою детей, который создают все участники педпроцесса.
^ 3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:Цель: Всестороннее развитие психических и физических качеств ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями и зрительным диагнозом. Стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Задачи:- Системное, комплексное изучение личностных особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- Сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием;
- Систематическая регистрация результатов обследования специалистами в Тетради взаимосвязи, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающая определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- Интеграция полученных в результате обследования и педагогического отслеживания данных в различные образовательные занятия;
- Использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в различных видах деятельности.
^ 4.Особенности осуществления образовательного процесса:Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.
Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе.
Эти процессы взаимосвязаны:
Во-первых, одним тематическим планированием для воспитателей и педагогов специалистов;
Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов.
Во-вторых, учетом индивидуальных особенностей и зрительных возможностей каждого ребенка.
Воспитатели делят детей на подгруппы, изучают медицинскую информацию о зрительной патологии каждого ребенка, этапах лечения, зрительной нагрузке, физкультурной группе.
В-третьих, использованием специфических методов и приемов для коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на
рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные в тетради взаимосвязи.
В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии является следующее:
^ Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.
Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.
^ Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.
В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаются
физминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики.
^ 4.Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.
В-четвертых,
созданием необходимых условий для проведения занятий.К этому относится:
- дополнительное освещение,
- расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии,
- использование специфической наглядности с учетом зрительной патологии,
Большое внимание уделяется
подготовке детей к проверке остроты зрения, а также формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению.
Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ способствует успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения и поступлению выпускников в основном в массовые школы и гимназии.
Учебный год состоит из 31 недели с 06 сентября до 15 мая. На лето детский сад закрывается. С учетом специфики контингента воспитанников в течение учебного года проводятся каникулы: осенние в ноябре (1 неделя), зимние (с 27.12. по 09.01.), дополнительные (Масленичная неделя) и весенние (1 неделя в конце марта).
^ 4.1.Принципы организации образовательного процесса: Дифференцированная диагностика и коррекционное обучение детей с нарушениями зрения основаны на известных принципах общей и тифлопедагогики. В соответствии со спецификой работы ДОУ наиболее актуальными из них являются:
- Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
- Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
- Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;
- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники;
- Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.
^ 5. Принципы и подходы к формированию Программы:5.1.Обоснованность выбора образовательных программ:1. Обогащение содержания дошкольного образования.
2. Отказ от жестко регламентированных форм обучения; формирование ведущей деятельности -
игры – как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности.
3. Принятие идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей.
Опираясь на образовательную «программу воспитания и обучения в детском саду»/ под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, «Программу специальных (коррекционных) учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения) / под ред. Л.И. Плаксиной, МДОУ стремится к тому, чтобы удовлетворить потребности:
- ребенка дошкольного возраста – в целостном полноценном развитии, как индивида, личности, субъекта специфических детских, дошкольных видов деятельности (игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, и др.); помочь войти в современный мир, приобщиться к его ценностям;
-семьи - в предоставлении качественных образовательных услуг, защите от н6екомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования; в создании в детском саду эмоционально-комфортных условий для развития индивидуального личностного потенциала их ребенка, сохранении и укреплении его здоровья;
-социума, который формирует заказ МДОУ на развитие гармонично развитой личности, воспитание и коррекцию развития детей, имеющих нарушение зрения.
^ Содержание Программы
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.Р Е Ж И М Д Н Я В МДОУ № 82 (2011 – 12 учебный год)
^ Режимные моментыЯслиМладшаяСредняяСтаршая№
1Старшая№
2ПодготовительнаяПрием, игры, коррекционная деятельность
8.00-8.20
8.00-8.20
8.00-8.10
8.00-8.30
7.00-8.30
8.00-8.40
Утренняя гимнастика
8.20-8.25
(в гр.)
8.20-8.30 (в гр.)
8.10-8.20
8.20-8.30
8.30-8.40
8.40-8.50
Завтрак
8.30 -9.00
8.35-8.50
8.40-9.00
8.45-9.00
8.50-9.05
8.55-9.10
Игры, подготовка к образовательной деятельности
9.00-9.10
8.50-9.00
9.00-9.05
9.00-9.10
9.05-9.10
9.10-9.15
Организованная образовательная деятельность 1
9.10-9.20
9.00-9.15
9.05-9.25
9.10-9.35
9.10-9.35
9.15-9.45
Физкультурная пауза, подвижные, хороводные игры
Перерыв 10 минут
Перерыв 10 минут
Перерыв 10 минут
Перерыв 10 минут
Перерыв 10 минут
Организованная образовательная деятельность 2
9.25-9.40
9.35-9.55
9.45-10.10
9.45-10.10
9.55-10.25
Физкультурная пауза, подвижные, хороводные игры
Перерыв 10 минут
Перерыв 10 минут
Перерыв 10 минут
Организованная образовательная деятельность 3
10.20-10.45
10.20-10.45
10.35-11.05
2-й завтрак
9.20-9.25
9.40-9.45
9.55-10.00
10.45-10.50
10.45-10.50
11.05-11.10
Подготовка к прогулке
9.25-10.00
9.45-10.15
10.00 -10.30
10.50-11.00
10.50-11.00
11.10-11.20
Прогулка
10.00-11.15 (1.15)
10.15-11.30
(1.15)
10.30-11.50
(1.20)
11.00-12.15
(1.15)
11.00-12.15
(1.15)
11.20-12.30
(1.10)
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
11.15-11.35
11.30-11.45
11.50-12.10
12.15-12.30
12.15-12.30
12.30-12.45
Обед
11.40-12.15
11.50-12.20
12.15-12.45
12.30 -12.55
12.30 -12.55
12.45-13.10
Подготовка ко сну, сон
12.15-15.00
12.20-15.00
12.45-15.00
12.55-15.00
12.55-15.00
13.10-15.00
Подъем, вторая гимнастика
15.00-15.20
15.00-15.20
15.00-15.20
15.00-15.15
15.00-15.15
15.00-15.15
Организованная образовательная деятельность
15.20-15.30
15.20-15.35
15.20-15.40
15.15-15.40
(кружок театральный)
15.15-15.40
(кружок «Здоровячок»)
15.15-15.45
(кружок «Читалочка»)
Игры, подготовка к полднику
15.30-15.35
15.35-15.40
15.40-15.45
15.15-15.55
15.15-15.55
15.15-16.00
Полдник
15.40-16.15
15.45-16.05
15.50-16.10
15.55-16.10
16.00-16.15
16.05-16.20
Коррекционная деятельность, игры
16.15-16.30
16.05-16.50
16.10-16.50
16.10-16.40
16.15 -16.40
16.20-16.40
Подготовка к прогулке
16.30 -17.00
16.50-17.00
16.50-17.00
16.40–16.50
16.40–16.50
16.40-16.50
Прогулка, уход
домой
17.00-18.00
( 1 ч.)
17.00-18.00
( 1 ч.)
17.00-18.00
( 1 ч.)
16.50-18.00
( 1. 10)
16.50-18.00
( 1.10.)
16.50-18.00
( 1.10.)
ГРАФИК РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ в 2011 – 12 учебном году
Врач-окулист
Вторник
с 15.00. до 17.00.
четверг
с 09.00. до 11.00.
Физрук
понедельник
с 08.00. до 13.00.
среда
четверг
Педагог - психолог
Вторник
с 09.00. до 16.00.
пятница
с 09.00. до 16.00.
или методический день
Учитель-дефектолог
ежедневно
с 09.00.до 13.00.
Учитель-логопед (Н.Н.)
ежедневно
с 08.00. до 12.00.
Учитель-логопед (И.В.)
ежедневно
с 08.00. до 12.00.
Учебный 2011 – 2012 год.12.09. по 28.11. - 7 недель
07.11. по 23.12. - 7 недель 31 неделя
10.01. по 17.02. - 6 недель
27.02. по 23.03. - 4 недели
02.04. по 18.05. - 7 недель
Каникулы:с 31.10. по 03.11. - осенние
с 26.12. по 09.0. - новогодний праздник 4 недели
с 20.02.по 24.02.- Масленица
с 26.03. по30.03. - весенние
^ ГРАФИК РАБОТЫ ЗАНЯТИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯна 2010 -2011 учебный годНазвание факультатива
Руководитель кружка
Возраст детей
Количество детей
Место проведения занятий
Время проведения, продолжительность занятий
Социально – педагогическая направленность«Читайка »
Леващенко М.В.,
воспитатель
6-7 лет
10 человек
(подготовительная)
группа
По понедельникам и четвергам
С 15.15. по 15.45.
Физкультурно-спортивная направленность«Здоровячок»
Cалфетникова Ю.А., инструктор ФК
5 - 6 лет
10 человек
(старшая № 2)
Группа/ зал
По вторникам
с 15.15 по 15.40.
Художественно-эстетическая направленность«Театральный»
Гладкевич Н.Ю., музыкальный руководитель
5 – 6 лет
10 человек
(старшая № 1)
Зал/ группа
По вторникам
с 15.15 по 15.40.
^ ГРАФИК ВЫДАЧИ ПИЩИ НА ГРУППЫГРУППЫЗАВТРАК^ II ЗАВТРАКОБЕДПОЛДНИК ЯСЛИ
8.25.
9.20
11.35.
15.35.
МЛАДШАЯ
8.30.
9.50
11.45.
15.40.
СРЕДНЯЯ
8.35.
9.55
12.10.
15.45.
СТАРШАЯ№ 1
8.40.
10.05
12.20.
15.50.
^ СТАРШАЯ № 2
8.45.
10.00
12.25.
15.55.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ
8.50.
10.10
12.35.
16.00.
Пояснительная запискак учебному плану МДОУ № 82 г. Мурманска, реализующего образовательную программу МДОУ, разработанную на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду»/ под ред. М.А.Васильевой, коррекционных программ «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения)/ под ред. Л.И.Плаксиной в 2011 / 2012 учебном году.Базисный учебный план МДОУ № 82 составлен в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.11249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»;
- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 2777;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 30.04.2010 № 905 «Об утверждении региональных базисных планов для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;
- Приказом администрации города Мурманска от 13.05.2010 № 548 «О введении региональных базисных учебных планов для образовательных учреждений г. Мурманска, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;
- Устава, зарегистрированного приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 1624 от 28.12.2009г. (новая редакция);
- Лицензии (серия А №109-07 от 16.04.2007), выданной комитетом по образованию Мурманской области.
Базисный учебный план МДОУ № 82, реализующего образовательную программу МДОУ, разработанную на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду»/ под ред. М.А.Васильевой, коррекционных программ «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения)/ под ред. Л.И.Плаксиной, определяет объём учебного времени, отводимого на проведение занятий: основных и дополнительных.
Распределение количества занятий основано на принципах:
- соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;
- соотношение между инвариантной (не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) и вариативной (не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана;
- сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частями;
- отражение специфики МДОУ № 82:
а) учёт видовой принадлежности ДОУ – детский сад компенсирующего вида;
б) учёт особенностей возрастной структуры – в ДОУ функционируют 6 групп: группа раннего возраста (2-3 г.), младшая (3-4 г.), 2 средние (4-5 л), старшая (5-6 л.), подготовительная (6-7 л.).
- учёт основного направления деятельности –
коррекция зрения и компенсация вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения;
- ориентирование на реализацию социального заказа на образовательные услуги.
ДОУ № 82 работает в режиме пятидневной рабочей недели. В образовательном учреждении функционирует 6 компенсирующих групп дневного пребывания. Структура и комплектование групп происходят с учётом категории детей, их возраста и с соблюдением норм наполняемости.
В детском саду функционируют 2 коррекционные группы, которые работают по принципу логопедического пункта. В них входят дети с тяжелыми речевыми патологиями (ОНР разных уровней), так и с легкими (ФФНр и ФНр). Кроме зрительных и речевых нарушений воспитанники имеют различные психические и невротические отклонения.
Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-03), а также инструктивно-методическим письмом МинОРФ от 14.03.2000 № 65/23-16.
Продолжительность учебных занятий:
в группе раннего возраста - 8-10 мин,
в младшей группе -15 мин,
в средней группе -20 мин,
в старшей группе -20-25 мин.
в подготовительной группе – 30 мин.
Время проведения занятий и их количество (ежедневно):
в группе раннего возраста - 2
в младшей группе - 2
в средней группе - 2
в старшей группе - 3.
в подготовительной группе - 3.
В группе для детей раннего возраста все занятия проводятся по подгруппам (музыкальное – фронтальное) в первую и вторую половину дня. В группах для детей дошкольного возраста все занятия проводятся фронтально в основном в первую половину дня. В младшей и средней группах музыкальные занятия по 1 разу в неделю проводятся во 2 половину дня.
Учебная нагрузка определена с учётом необходимого требования – соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимой нагрузке. Учебный год состоит из 31 недели с 06 сентября до 15 мая. С учетом специфики контингента воспитанников в течение учебного года проводятся каникулы: осенние в ноябре (1 неделя), зимние, дополнительные (Масленичная неделя) и весенние (1 неделя в конце марта).
Реализация физического и художественного направлений занимает не менее 50% от общего времени занятий (без учёта вариативной части):
в группе раннего возраста - 70 % (7 занятий из 10)
в младшей группе - 73 % (8 занятий из 11)
в средней группе - 73 % (8 занятий из 11)
в старшей группе - 67 % (10 занятий из 15)
в подготовительной группе – 67 % (10 занятий из 15)
В учебный план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:
- познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
- социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд»;
- художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
- физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье».
Каждой образовательной области соответствуют различные виды учебных занятий, название и содержание которых определяются методическими рекомендациями «Программы воспитания, обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой),
«Программы специальных (коррекционных) учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» / под редакцией Л.И.Плаксиной
, программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной.
«Познание»: «Ребёнок и окружающий мир: предметное окружение», «Экологическое воспитание. Природное окружение», «Формирование ЭМП»; «Конструирование».
«Коммуникация»: «Развитие речи (подготовка к обучению грамоте)»;
«Чтение художественной литературы»: «Художественная литература»;
«Социализация»: «Ребёнок и окружающий мир: явления общественной жизни»;
«Труд» ;
«Безопасность»: «Основы безопасности жизнедеятельности»;
«Музыка»: «Музыкальное»;
«Художественное творчество»: «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Ручной труд»;
«Физическая культура»: «Физкультурное».
Коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, зрительных диагнозов и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.
Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. На занятиях наряду с наглядными и словесными методами специалисты используют полисенсорный метод, который предполагает возможность максимально использовать слух, остаточное зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка. Особое внимание педагоги уделяют изготовлению и подбору специфических наглядных пособий, отвечающим требованиям тифлопедагогики (четкость, яркость, контрастность цветовой гаммы, контурное и силуэтное изображение предметов, по возможности – объемные, с использованием натуральных материалов и фактуры). Широко используются перфокарты, позволяющие закреплять полученные знания, развивать логическое мышление, зрительное внимание, мелкую моторику рук.
Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов
является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе. Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов. Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка
, осуществляется дифференцированный подход.
Коррекционные занятия, проводимые учителями-логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей-логопатов). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Решение задач трудового воспитания выносится за рамки учебного плана и осуществляется в повседневной жизни во время проведения режимных моментов и в специально организованной совместной деятельности воспитателя и детей. Начиная с младшей группы, по четвергам дети вместе с воспитателем моют комнатные растения, а по пятницам – игрушки. Ежедневно дети выполняют трудовые поручения на прогулках.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Решение задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни происходит на занятиях по ОБЖ, которые проводятся в последнюю неделю месяца во всех дошкольных группах (см. образовательную область «Безопасность»). Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков осуществляется на занятиях физической культурой и в повседневной жизни, во время проведения режимных моментов.
В целях реализации социального заказа на образовательные услуги введено дополнительное время для проведения занятий в кружках социально-педагогической направленности в подготовительной группе – два раза в неделю; физкультурно-оздоровительной – в старшей группе № 2 и художественно-эстетической направленности в старшей группе № 1 –один раз в неделю.
В целях исключения превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка за счёт вариативной части учебного плана введены следующие правила:
- ребенок, охваченный дополнительными услугами, посещает занятие (в кружке/секции) не более одного раза в неделю (старшие группы), не более двух раз в неделю (подготовительная группа);
- продолжительность дополнительного занятия соответствует продолжительности обязательного учебного занятия в соответствии с возрастными нормами.
Общая учебная нагрузка (количество занятий в неделю) инвариантной и вариативной частей плана по всем направлениям развития составляет (в сравнении с СанПиН):
в группе раннего возраста - 10 (СанПиН - 10)
в младшей группе - 11 (СанПиН - 11)
в средней группе - 12 (СанПиН - 12)
в старшей группе - 15 (СанПиН - 15)
в подготовительной группе – 17 (СанПиН - 17)
Федеральный компонент сохранён полностью.
Данный учебный план соответствует требованиям СанПиНов, гарантирует подготовку детей к школьному обучению.
^ Базисный учебный план МДОУ № 82, реализующего образовательную программу МДОУ, разработанную на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду»/ под ред. М.А.Васильевой, коррекционных программ «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения) / под ред. Л.И.Плаксиной.1.Инвариантная часть
1 младшая
2 младшая
Средняя
Старшая №1
Старшая № 2
Подготов.
1.1Познавательно-речевое направление с осуществлением коррекционной направленности.333556Образовательные области
Занятия
Познание
Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение.
0,25
0,25
0,25
0,5
0,5
0,25
Экологическое воспитание.
0,25
0,25
0,25
1
1
0,25
Формирование элементарных математических представлений.
-
1
1
1
1
2
Конструирование.
1
0,5
0,5
-
-
0,5
Коммуникация.
Развитие речи.
(Подготовка к обучению грамоте).
1
0,5
0,5
1
1
2
Чтение художественной литературы
Художественная литература
1
0,5
0,5
1
1
1
1.2.Социально-личностное направление с осуществлением коррекционной направленности.Социализация.
Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни.
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
Труд.
-
-
-
-
-
-
Безопасность
Основы безопасной жизнедеятельности
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
0,25
1.3Художественно-эстетическое направление развитияМузыка
Музыкальное
2
2
2
2
2
2
Художественное творчество
Рисование
1
1
1
2
2
2
Лепка
1
1
1
1
1
0,5
Ручной труд
-
-
-
-
-
0,5
Аппликация
-
0,5
0,5
1
1
0,5
1.4Физическое направление развитияЗдоровье
-
-
-
-
-
-
Физическая культура
Физкультурное
2
3
3
3
3
3
1.5Коррекционное направление-
-
-
-
-
ИТОГО:1011111414152.Вариативная часть (формируемая ДОУ 20%)2.1Факультативные занятия (кружки, студии)
(компьютерные игры)
-
-
-
-
-
-
Театральный кружок
-
-
-
1
-
-
Кружок «Здоровячок»
-
-
-
-
1
-
Кружок «Читайка»
-
-
-
-
-
2
ВСЕГО (СанПин)101112151517