Воскресенье, 29.06.2025, 17:13
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Август » 1 » Образовательная программа доу в соответствии с ф
13:34
 

Образовательная программа доу в соответствии с ф

Комитет по образованию администрации г. Мурманска


«Утверждаю»

Заведующая МДОУ № 82

________________/Н.Г.Шишло/

«06» сентября 2010_г.


«Утверждена»

Педагогическим советом

МДОУ № 82

«06» сентября 2010_г.




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ

в соответствии с федеральными государственными требованиями

муниципального дошкольного образовательного учреждения

детского сада компенсирующего вида № 82


г. Мурманск

2010

^ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

о деятельности МДОУ г. Мурманска детского сада компенсирующего вида № 82, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Радищева, 76, тел. (факс):25-61-62.

Учредитель – комитет по образованию администрации г. Мурманска

Заведующая: Шишло Наталья Геннадьевна.

Лицензия № 246405 серия А. ^ Срок действия лицензии: по 13 апреля 2012 г.

Срок прохождения государственной аттестации и аккредитации: АА 010040 от 25 декабря 2001 г.

Краткое описание ДОУ: Типовое двухэтажное, отдельностоящее здание детского сада, предназначено для осуществления воспитательно-образовательного процесса. Общая полезная площадь составляет 1059,20 кв.м. Детский сад компенсирующего вида № 82 был открыт в октябре 1965 года. 08.10.1984 г. ясли - сад был перепрофилирован в специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения. Приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 299/1 от 28.1.1999г. образовательное учреждение приобрело статус муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада компенсирующего вида № 82. Площадь земельного участка составляет 3775 кв.м., ограждена металлическим забором высотой 1,5 метра. На территории ДОУ имеются хозяйственная зона, игровые площадки для прогулок детей, оборудованные современными малыми архитектурными формами. В настоящее время в МДОУ функционирует 6 групп: из них 1 группа для детей раннего возраста (с 1,5 до 3-х лет), 5 групп дошкольного возраста (с 3-х до 7 лет). Для проведения специальных коррекционных занятий существуют кабинеты учителя - логопеда, педагога – психолога, учителя-дефектолога. Для медицинского обслуживания, лечебно-оздоровительной работы: медицинский кабинет, изолятор, кабинет окулиста, кабинет медсестры – ортоптистки, спортивно-музыкальный зал.

Режим работы: с 08.00 до 18.00. Дежурная группа с 07.00. до 19.00. Выходные: суббота, воскресенье, государственные праздники.

Структура и комплектование групп происходят с учётом категории детей, их возраста. Наполняемость групп – в среднем по 10 человек в группе. В группе раннего возраста – 6 малышей. В детский сад принимаются дети с нарушением зрения, имеющие остаточное зрение до 0,04; с остротой зрения от 0,05 до 0,4; с амблиопией; с косоглазием; слепые дети. Длительность пребывания для слепых и слабовидящих детей в ДОУ устанавливается до поступления в школу, для детей с косоглазием и амблиопией - от одного года и более в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и по заключению врача – окулиста. Для поступления ребенка в МДОУ необходимо направление ММПК.

^ Основное направление: Коррекция зрения и компенсация вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения.

Учебная нагрузка дошкольников распределена равномерно с учетом возраста, психологических и физических особенностей, зрительных диагнозов детей.

Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.2660-10), а также инструктивно-методическим письмом МинОРФ от 14.03.2000 № 65/23-16.

Коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, зрительных диагнозов и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.

Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. На занятиях наряду с наглядными и словесными методами специалисты используют полисенсорный метод, который предполагает возможность максимально использовать слух, остаточное зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка. Особое внимание педагоги уделяют изготовлению и подбору специфических наглядных пособий, отвечающим требованиям тифлопедагогики (четкость, яркость, контрастность цветовой гаммы, контурное и силуэтное изображение предметов, по возможности – объемные, с использованием натуральных материалов и фактуры). Широко используются перфокарты, позволяющие закреплять полученные знания, развивать логическое мышление, зрительное внимание, мелкую моторику рук.

Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе. Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой – ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов. Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка, осуществляется дифференцированный подход.

Коррекционные занятия, проводимые учителями-логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей-логопатов). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.


^ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА


Деятельность ДОУ осуществляется в соответствии с основными законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровня, локальными актами учреждения: федеральным законом РФ «Об образовании», ФЗ № 94, Уставом ДОУ, лицензией на образовательную деятельность, родительскими договорами, договором с учредителем. Нормативно-правовая документация ведется в соответствии с номенклатурными требованиями.

Устав дошкольного образовательного учреждения соответствует целям образовательного процесса, определяет уровень и направленность реализуемых образовательных программ, определён порядок организации образовательного процесса.

В соответствии с Уставом разработаны и действуют локальные акты, регулирующие: образовательный процесс: «Положение о МДОУ г. Мурманска детского сада компенсирующего вида», инструктивное методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», «Положение о Педагогическом совете», «Договор о сотрудничестве», «Договор о взаимоотношениях между ДОУ и Учредителем»; трудовые отношения - «Коллективный договор», «Правила внутреннего трудового распорядка», «Положение о премировании работников», «Положение о контрольной деятельности», «Положение об общем собрании трудового коллектива», «Положение о стимулирующих надбавках», Деятельность объединений в ДОУ – «Положение о родительском собрании», «Родительский договор», «Положение о родительском комитете».


^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель: Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

^ Задачи, способствующие выполнению цели программы:

- обеспечение охраны здоровья ребенка, как физического, так и психического;

- обеспечение возможности ребенку радостно и содержательно прожить годы дошкольного детства на основе взаимопонимания, любви и уважения к интересам и потребностям каждого воспитанника детского сада;

- формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;

- приобщение ребенка к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству);

- обеспечение общеобразовательной подготовки к обучению в школе.

- создание офтальмогигиенических условий;

- организация лечебно-восстановительной работы;

- организация психолого-педагогической коррекционной работы.


^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:


1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");

4. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.



Основные направления развития - физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.



Программа состоит из двух частей:


  • обязательной части;

  • вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ: Профиль работы детского сада компенсирующего вида – работа с детьми, имеющими нарушения зрения. Основными зрительными диагнозами наших воспитанников является косоглазие и амблиопия. Третья часть детей имеет общее недоразвитие речи разных уровней, осложненных дизартрическим компонентом. Многие дети страдают различными психическими отклонениями: задержкой развития психических процессов, двигательными расстройствами, нарушением внимания.

^ 2. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Коррекция зрения и компенсация вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения.

Вся работа с детьми в нашем специализированном детском саду строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников.

Успешному лечению зрительной патологии способствует организация лечебно-восстановительных мероприятий в условиях специального режима в максимально благоприятной и комфортной атмосфере, способствующей положительному эмоциональному настрою детей, который создают все участники педпроцесса.

^ 3. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

Цель: Всестороннее развитие психических и физических качеств ребенка в соответствии с его возрастными, индивидуальными особенностями и зрительным диагнозом. Стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Задачи:

- Системное, комплексное изучение личностных особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

- Сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием;

- Систематическая регистрация результатов обследования специалистами в Тетради взаимосвязи, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающая определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;

- Интеграция полученных в результате обследования и педагогического отслеживания данных в различные образовательные занятия;

- Использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в различных видах деятельности.

^ 4.Особенности осуществления образовательного процесса:

Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка.

Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе.

Эти процессы взаимосвязаны:

  • Во-первых, одним тематическим планированием для воспитателей и педагогов специалистов;

Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов.

  • Во-вторых, учетом индивидуальных особенностей и зрительных возможностей каждого ребенка.

Воспитатели делят детей на подгруппы, изучают медицинскую информацию о зрительной патологии каждого ребенка, этапах лечения, зрительной нагрузке, физкультурной группе.

  • В-третьих, использованием специфических методов и приемов для коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные в тетради взаимосвязи.

В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии является следующее:

  1. ^ Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.

  2. Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

  3. ^ Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.

В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаются физминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики.

^ 4.Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

В-четвертых, созданием необходимых условий для проведения занятий.

К этому относится:

- дополнительное освещение,

- расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии,

- использование специфической наглядности с учетом зрительной патологии,

Большое внимание уделяется подготовке детей к проверке остроты зрения, а также формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению.

Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ способствует успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения и поступлению выпускников в основном в массовые школы и гимназии.

Учебный год состоит из 31 недели с 06 сентября до 15 мая. На лето детский сад закрывается. С учетом специфики контингента воспитанников в течение учебного года проводятся каникулы: осенние в ноябре (1 неделя), зимние (с 27.12. по 09.01.), дополнительные (Масленичная неделя) и весенние (1 неделя в конце марта).


^ 4.1.Принципы организации образовательного процесса:

Дифференцированная диагностика и коррекционное обучение детей с нарушениями зрения основаны на известных принципах общей и тифлопедагогики. В соответствии со спецификой работы ДОУ наиболее актуальными из них являются:

- Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

- Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

- Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;

- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники;

- Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.


^ 5. Принципы и подходы к формированию Программы:

5.1.Обоснованность выбора образовательных программ:

1. Обогащение содержания дошкольного образования.

2. Отказ от жестко регламентированных форм обучения; формирование ведущей деятельности -


игры – как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности.

3. Принятие идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и детей.

Опираясь на образовательную «программу воспитания и обучения в детском саду»/ под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, «Программу специальных (коррекционных) учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения) / под ред. Л.И. Плаксиной, МДОУ стремится к тому, чтобы удовлетворить потребности:

- ребенка дошкольного возраста – в целостном полноценном развитии, как индивида, личности, субъекта специфических детских, дошкольных видов деятельности (игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, и др.); помочь войти в современный мир, приобщиться к его ценностям;

-семьи - в предоставлении качественных образовательных услуг, защите от н6екомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования; в создании в детском саду эмоционально-комфортных условий для развития индивидуального личностного потенциала их ребенка, сохранении и укреплении его здоровья;

-социума, который формирует заказ МДОУ на развитие гармонично развитой личности, воспитание и коррекцию развития детей, имеющих нарушение зрения.


^ Содержание Программы





Организация режима пребывания детей в

образовательном учреждении.


Р Е Ж И М Д Н Я В МДОУ № 82 (2011 – 12 учебный год)

^ Режимные моменты

Ясли


Младшая


Средняя


Старшая

1

Старшая

2

Подготовительная

Прием, игры, коррекционная деятельность

8.00-8.20

8.00-8.20

8.00-8.10

8.00-8.30

7.00-8.30

8.00-8.40

Утренняя гимнастика

8.20-8.25

(в гр.)

8.20-8.30 (в гр.)

8.10-8.20

8.20-8.30

8.30-8.40

8.40-8.50

Завтрак

8.30 -9.00

8.35-8.50

8.40-9.00

8.45-9.00

8.50-9.05

8.55-9.10

Игры, подготовка к образовательной деятельности

9.00-9.10

8.50-9.00

9.00-9.05

9.00-9.10

9.05-9.10

9.10-9.15

Организованная образовательная деятельность 1

9.10-9.20

9.00-9.15

9.05-9.25

9.10-9.35

9.10-9.35

9.15-9.45

Физкультурная пауза, подвижные, хороводные игры




Перерыв 10 минут

Перерыв 10 минут

Перерыв 10 минут

Перерыв 10 минут

Перерыв 10 минут

Организованная образовательная деятельность 2




9.25-9.40

9.35-9.55

9.45-10.10

9.45-10.10

9.55-10.25

Физкультурная пауза, подвижные, хороводные игры










Перерыв 10 минут

Перерыв 10 минут

Перерыв 10 минут

Организованная образовательная деятельность 3










10.20-10.45

10.20-10.45

10.35-11.05

2-й завтрак

9.20-9.25

9.40-9.45

9.55-10.00

10.45-10.50

10.45-10.50

11.05-11.10

Подготовка к прогулке

9.25-10.00

9.45-10.15

10.00 -10.30

10.50-11.00

10.50-11.00

11.10-11.20

Прогулка

10.00-11.15 (1.15)

10.15-11.30

(1.15)

10.30-11.50

(1.20)

11.00-12.15

(1.15)

11.00-12.15

(1.15)

11.20-12.30

(1.10)

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

11.15-11.35

11.30-11.45

11.50-12.10

12.15-12.30

12.15-12.30

12.30-12.45

Обед

11.40-12.15

11.50-12.20

12.15-12.45

12.30 -12.55

12.30 -12.55

12.45-13.10

Подготовка ко сну, сон

12.15-15.00

12.20-15.00

12.45-15.00

12.55-15.00

12.55-15.00

13.10-15.00

Подъем, вторая гимнастика

15.00-15.20

15.00-15.20

15.00-15.20

15.00-15.15

15.00-15.15

15.00-15.15

Организованная образовательная деятельность

15.20-15.30

15.20-15.35

15.20-15.40

15.15-15.40

(кружок театральный)

15.15-15.40

(кружок «Здоровячок»)

15.15-15.45

(кружок «Читалочка»)

Игры, подготовка к полднику

15.30-15.35

15.35-15.40

15.40-15.45

15.15-15.55

15.15-15.55

15.15-16.00

Полдник

15.40-16.15

15.45-16.05

15.50-16.10

15.55-16.10

16.00-16.15

16.05-16.20

Коррекционная деятельность, игры

16.15-16.30

16.05-16.50

16.10-16.50

16.10-16.40

16.15 -16.40

16.20-16.40

Подготовка к прогулке

16.30 -17.00

16.50-17.00

16.50-17.00

16.40–16.50

16.40–16.50

16.40-16.50

Прогулка, уход

домой

17.00-18.00

( 1 ч.)

17.00-18.00

( 1 ч.)

17.00-18.00

( 1 ч.)

16.50-18.00

( 1. 10)

16.50-18.00

( 1.10.)

16.50-18.00

( 1.10.)




ГРАФИК РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ в 2011 – 12 учебном году


Врач-окулист

Вторник

с 15.00. до 17.00.

четверг

с 09.00. до 11.00.

Физрук

понедельник

с 08.00. до 13.00.

среда

четверг

Педагог - психолог

Вторник

с 09.00. до 16.00.

пятница

с 09.00. до 16.00.

или методический день

Учитель-дефектолог

ежедневно

с 09.00.до 13.00.

Учитель-логопед (Н.Н.)

ежедневно

с 08.00. до 12.00.

Учитель-логопед (И.В.)

ежедневно

с 08.00. до 12.00.



Учебный 2011 – 2012 год.


12.09. по 28.11. - 7 недель

07.11. по 23.12. - 7 недель 31 неделя

10.01. по 17.02. - 6 недель

27.02. по 23.03. - 4 недели

02.04. по 18.05. - 7 недель


Каникулы:


с 31.10. по 03.11. - осенние

с 26.12. по 09.0. - новогодний праздник 4 недели

с 20.02.по 24.02.- Масленица

с 26.03. по30.03. - весенние


^ ГРАФИК РАБОТЫ ЗАНЯТИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

на 2010 -2011 учебный год

Название факультатива

Руководитель кружка

Возраст детей

Количество детей

Место проведения занятий

Время проведения, продолжительность занятий


Социально – педагогическая направленность


«Читайка »

Леващенко М.В.,

воспитатель

6-7 лет

10 человек

(подготовительная)

группа

По понедельникам и четвергам

С 15.15. по 15.45.


Физкультурно-спортивная направленность


«Здоровячок»

Cалфетникова Ю.А., инструктор ФК

5 - 6 лет

10 человек

(старшая № 2)

Группа/ зал

По вторникам

с 15.15 по 15.40.



Художественно-эстетическая направленность


«Театральный»

Гладкевич Н.Ю., музыкальный руководитель

5 – 6 лет

10 человек

(старшая № 1)

Зал/ группа

По вторникам

с 15.15 по 15.40.


^ ГРАФИК ВЫДАЧИ ПИЩИ НА ГРУППЫ

ГРУППЫ

ЗАВТРАК

^ II ЗАВТРАК

ОБЕД

ПОЛДНИК

ЯСЛИ

8.25.

9.20

11.35.

15.35.

МЛАДШАЯ

8.30.

9.50

11.45.

15.40.

СРЕДНЯЯ

8.35.

9.55

12.10.

15.45.

СТАРШАЯ№ 1

8.40.

10.05

12.20.

15.50.

^ СТАРШАЯ № 2

8.45.

10.00

12.25.

15.55.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

8.50.

10.10

12.35.

16.00.



Пояснительная записка

к учебному плану МДОУ № 82 г. Мурманска,

реализующего образовательную программу МДОУ, разработанную на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду»/ под ред. М.А.Васильевой, коррекционных программ «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения)/ под ред. Л.И.Плаксиной в 2011 / 2012 учебном году.


Базисный учебный план МДОУ № 82 составлен в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.11249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определённому виду»;

- Положением о лицензировании образовательной деятельности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 2777;

- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 30.04.2010 № 905 «Об утверждении региональных базисных планов для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;

- Приказом администрации города Мурманска от 13.05.2010 № 548 «О введении региональных базисных учебных планов для образовательных учреждений г. Мурманска, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»;

- Устава, зарегистрированного приказом комитета по образованию администрации г. Мурманска № 1624 от 28.12.2009г. (новая редакция);

- Лицензии (серия А №109-07 от 16.04.2007), выданной комитетом по образованию Мурманской области.

Базисный учебный план МДОУ № 82, реализующего образовательную программу МДОУ, разработанную на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду»/ под ред. М.А.Васильевой, коррекционных программ «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»/ под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения)/ под ред. Л.И.Плаксиной, определяет объём учебного времени, отводимого на проведение занятий: основных и дополнительных.

Распределение количества занятий основано на принципах:

- соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;

- соотношение между инвариантной (не менее 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) и вариативной (не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана;

- сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частями;

- отражение специфики МДОУ № 82:

а) учёт видовой принадлежности ДОУ – детский сад компенсирующего вида;

б) учёт особенностей возрастной структуры – в ДОУ функционируют 6 групп: группа раннего возраста (2-3 г.), младшая (3-4 г.), 2 средние (4-5 л), старшая (5-6 л.), подготовительная (6-7 л.).

- учёт основного направления деятельности – коррекция зрения и компенсация вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения;

- ориентирование на реализацию социального заказа на образовательные услуги.

ДОУ № 82 работает в режиме пятидневной рабочей недели. В образовательном учреждении функционирует 6 компенсирующих групп дневного пребывания. Структура и комплектование групп происходят с учётом категории детей, их возраста и с соблюдением норм наполняемости.

В детском саду функционируют 2 коррекционные группы, которые работают по принципу логопедического пункта. В них входят дети с тяжелыми речевыми патологиями (ОНР разных уровней), так и с легкими (ФФНр и ФНр). Кроме зрительных и речевых нарушений воспитанники имеют различные психические и невротические отклонения.

Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-03), а также инструктивно-методическим письмом МинОРФ от 14.03.2000 № 65/23-16.

Продолжительность учебных занятий:

в группе раннего возраста - 8-10 мин,

в младшей группе -15 мин,

в средней группе -20 мин,

в старшей группе -20-25 мин.

в подготовительной группе – 30 мин.

Время проведения занятий и их количество (ежедневно):

в группе раннего возраста - 2

в младшей группе - 2

в средней группе - 2

в старшей группе - 3.

в подготовительной группе - 3.

В группе для детей раннего возраста все занятия проводятся по подгруппам (музыкальное – фронтальное) в первую и вторую половину дня. В группах для детей дошкольного возраста все занятия проводятся фронтально в основном в первую половину дня. В младшей и средней группах музыкальные занятия по 1 разу в неделю проводятся во 2 половину дня.

Учебная нагрузка определена с учётом необходимого требования – соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимой нагрузке. Учебный год состоит из 31 недели с 06 сентября до 15 мая. С учетом специфики контингента воспитанников в течение учебного года проводятся каникулы: осенние в ноябре (1 неделя), зимние, дополнительные (Масленичная неделя) и весенние (1 неделя в конце марта).

Реализация физического и художественного направлений занимает не менее 50% от общего времени занятий (без учёта вариативной части):

в группе раннего возраста - 70 % (7 занятий из 10)

в младшей группе - 73 % (8 занятий из 11)

в средней группе - 73 % (8 занятий из 11)

в старшей группе - 67 % (10 занятий из 15)

в подготовительной группе – 67 % (10 занятий из 15)

В учебный план включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.

Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области:

- познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;

- социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд»;

- художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;

- физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье».

Каждой образовательной области соответствуют различные виды учебных занятий, название и содержание которых определяются методическими рекомендациями «Программы воспитания, обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой), «Программы специальных (коррекционных) учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» / под редакцией Л.И.Плаксиной, программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной.

«Познание»: «Ребёнок и окружающий мир: предметное окружение», «Экологическое воспитание. Природное окружение», «Формирование ЭМП»; «Конструирование».

«Коммуникация»: «Развитие речи (подготовка к обучению грамоте)»;

«Чтение художественной литературы»: «Художественная литература»;

«Социализация»: «Ребёнок и окружающий мир: явления общественной жизни»;

«Труд» ;

«Безопасность»: «Основы безопасности жизнедеятельности»;

«Музыка»: «Музыкальное»;

«Художественное творчество»: «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Ручной труд»;

«Физическая культура»: «Физкультурное».

Коррекционно-развивающие занятия тифлопедагога, педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей (индивидуальная коррекционная работа в утренние и вечерние часы) не входят в учебный план, т.к. малая коррекционная группа формируется на основе диагностики, зрительных диагнозов и по заявкам воспитателей. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Коррекционная работа в дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников. На занятиях наряду с наглядными и словесными методами специалисты используют полисенсорный метод, который предполагает возможность максимально использовать слух, остаточное зрение, тактильно-вибрационные ощущения ребенка. Особое внимание педагоги уделяют изготовлению и подбору специфических наглядных пособий, отвечающим требованиям тифлопедагогики (четкость, яркость, контрастность цветовой гаммы, контурное и силуэтное изображение предметов, по возможности – объемные, с использованием натуральных материалов и фактуры). Широко используются перфокарты, позволяющие закреплять полученные знания, развивать логическое мышление, зрительное внимание, мелкую моторику рук.

Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе. Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов. Обязательно учитываются индивидуальные особенности и зрительные возможности каждого ребенка, осуществляется дифференцированный подход.

Коррекционные занятия, проводимые учителями-логопедами, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе (для детей-логопатов). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка.

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Решение задач трудового воспитания выносится за рамки учебного плана и осуществляется в повседневной жизни во время проведения режимных моментов и в специально организованной совместной деятельности воспитателя и детей. Начиная с младшей группы, по четвергам дети вместе с воспитателем моют комнатные растения, а по пятницам – игрушки. Ежедневно дети выполняют трудовые поручения на прогулках.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Решение задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни происходит на занятиях по ОБЖ, которые проводятся в последнюю неделю месяца во всех дошкольных группах (см. образовательную область «Безопасность»). Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков осуществляется на занятиях физической культурой и в повседневной жизни, во время проведения режимных моментов.

В целях реализации социального заказа на образовательные услуги введено дополнительное время для проведения занятий в кружках социально-педагогической направленности в подготовительной группе – два раза в неделю; физкультурно-оздоровительной – в старшей группе № 2 и художественно-эстетической направленности в старшей группе № 1 –один раз в неделю.

В целях исключения превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребёнка за счёт вариативной части учебного плана введены следующие правила:

- ребенок, охваченный дополнительными услугами, посещает занятие (в кружке/секции) не более одного раза в неделю (старшие группы), не более двух раз в неделю (подготовительная группа);

- продолжительность дополнительного занятия соответствует продолжительности обязательного учебного занятия в соответствии с возрастными нормами.

Общая учебная нагрузка (количество занятий в неделю) инвариантной и вариативной частей плана по всем направлениям развития составляет (в сравнении с СанПиН):

в группе раннего возраста - 10 (СанПиН - 10)

в младшей группе - 11 (СанПиН - 11)

в средней группе - 12 (СанПиН - 12)

в старшей группе - 15 (СанПиН - 15)

в подготовительной группе – 17 (СанПиН - 17)

Федеральный компонент сохранён полностью.

Данный учебный план соответствует требованиям СанПиНов, гарантирует подготовку детей к школьному обучению.


^ Базисный учебный план МДОУ № 82, реализующего образовательную программу МДОУ, разработанную на основе общеобразовательной программы дошкольного образования

«Программы воспитания и обучения детей в детском саду»/ под ред. М.А.Васильевой,

коррекционных программ «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»/

под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушениями зрения) / под ред. Л.И.Плаксиной.

1.

Инвариантная часть

1 младшая

2 младшая

Средняя

Старшая №1

Старшая № 2

Подготов.

1.1

Познавательно-речевое направление с осуществлением коррекционной направленности.

3

3

3

5

5

6




Образовательные области

Занятия






















Познание



Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение.

0,25

0,25

0,25

0,5

0,5

0,25

Экологическое воспитание.

0,25

0,25

0,25

1

1

0,25

Формирование элементарных математических представлений.

-

1

1

1

1

2

Конструирование.

1

0,5

0,5

-

-

0,5




Коммуникация.

Развитие речи.

(Подготовка к обучению грамоте).

1

0,5

0,5

1

1

2




Чтение художественной литературы

Художественная литература

1

0,5

0,5

1

1

1

1.2.

Социально-личностное направление с осуществлением коррекционной направленности.






















Социализация.

Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни.

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25




Труд.




-

-

-

-

-

-




Безопасность

Основы безопасной жизнедеятельности

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

1.3

Художественно-эстетическое

направление развития






















Музыка


Музыкальное

2

2

2

2

2

2




Художественное творчество

Рисование

1

1

1

2

2

2




Лепка

1

1

1

1

1

0,5




Ручной труд

-

-

-

-

-

0,5




Аппликация

-

0,5

0,5

1

1

0,5

1.4

Физическое направление развития



















Здоровье





-

-

-

-

-

-

Физическая культура

Физкультурное

2

3

3

3

3

3

1.5

Коррекционное направление

-

-

-

-

-







ИТОГО:

10

11

11

14

14

15

2.

Вариативная часть

(формируемая ДОУ 20%)



















2.1

Факультативные занятия (кружки, студии)

(компьютерные игры)

-

-

-


-



-


-

Театральный кружок

-

-

-

1

-


-

Кружок «Здоровячок»



-

-

-

-

1

-

Кружок «Читайка»



-

-

-

-


-


2




ВСЕГО (СанПин)

10

11

12

15

15

17
Просмотров: 552 | Добавил: therseircy | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Август 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz